Семен Александровский: «Я хочу, чтобы спектакль возбуждал мой ум и провоцировал на исследование»

25.09.2021

Семен Александровский – режиссер. Основатель «Pop-up театра».
Лауреат фестивалей «Ново-Сибирский транзит», «Текстура», «Прорыв», «Золотая Маска». В репертуаре «Pop-up театра» – 12 спектаклей, которые регулярно идут в Москве и Санкт-Петербурге.

     Как вы придумываете свои проекты? Откуда черпаете вдохновение?

-    «Pop-up театр» всегда работает с городской средой и контекстом места. Мы делаем спектакли в барах, библиотеках, музеях и парках и всегда сочиняем ритуал, встроенный в среду. Таким образом жизнь места становится частью сюжета спектакля. Например, в спектакле «Вечное возвращение», который проходит в Екатерининском парке Царского Села, сюжет касается Греческого проекта Екатерины II, а события разворачиваются непосредственно в парке между историком и искусствоведом, бывшей сотрудницей музея. Декорациями спектакля становится сам парк, а финал разворачивается на Камероновой галерее. В Барном спектакле «Профсоюз работников ада» действие происходит в четырех петербургских барах, а детективный сюжет крутится вокруг тайного знания о том, как алкоголь на разных этапах развития цивилизации был катализатором прогресса. Мне интересно размышлять о контексте места и использовать его энергию. Кроме того, живая среда всегда интереснее специально построенных для спектакля декораций.
 
     Вы сделали ставку на цифровизацию. Почему? Как вам удается соединить прошлое и будущее в настоящем?

-    Цифровые инструменты позволяют деликатно интегрироваться в живые городские пространства и не менять их под спектакль. Когда мы упаковываем спектакль в мобильное приложение или аудиогид, то для того, чтобы запустить спектакль, достаточно установить приложение. В этом есть и интересный элемент игры – когда человек в наушниках оказывается, допустим, в баре, для остальных посетителей бара он не кажется посторонним, а для него, через призму спектакля, все посетители бара превращаются в героев действия. Наш мозг очень интересно реагирует на разделение аудиального и визуального: когда перед нами нет артиста, который произносит текст, мы интуитивно ищем, кому присвоить его голос, и получаются интересный связки, вдруг реальность начинает подыгрывать спектаклю. И становится очень сложно определить, что на что влияет: искусство на жизнь или жизнь на искусство.
 
     Расскажите о своем новом проекте «Любовные письма». Это так романтично. Как появилась такая идея?

-    В этом проекте сценой стал весь город Петербург. Мы собрали много любовных писем, написанных в Петербурге известными людьми прошлого, и попросили современных артистов эти письма прочитать. Приложение позволяет гулять по городу и прослушивать письма в аудиоформате или изучать их дистанционно, выбирая вручную на карте приложения. Это очень эмоциональный способ присвоения города, соединения с судьбами и чувствами людей, которые жили до нас.
 
     Как устроен сервис? Почему вы решили сделать приложение бесплатным?

-    Мы разработали это мобильное приложение совместно со студией Trinity Monsters, и это очень сложный, но изящно устроенный мир, в котором зритель или пользователь становится путешественником, гуляет ли он по городу или изучает его дистанционно. Мы много думали над тем, как превратить опыт взаимодействия с приложением в спектакль для одного зрителя, как заинтриговать его и дать огромное количество вариантов просмотра нашего спектакля. Зритель сам стоит свой маршрут по карте проекта и, возможно, забредает на те улочки города, по которым обычно не ходит, а опыт прогулки сохраняется в истории приложения, и всегда можно вернуться к отдельным письмам и переслушать их вновь. Бесплатным для всех этот проект сделан принципиально, так как мы хотим, чтобы горожане стали его полноценными соавторами и добавили свои прочтения любовных писем из семейных архивов. Такие записи в приложении уже появляются.
 
    Ядро проекта – письма известных людей. Какие авторы представлены? Сколько людей уже стали участниками и добавили свои любовные письма (письма родственников/друзей)?

-    Если перечислять фамилии известных авторов писем, не хватит никакой статьи. Конечно, не все герои прошлого оставили после себя любовные письма. Чьи-то архивы утеряны, кто-то не захотел делать свои письма достоянием потомков, а чьи-то письма мы еще не нашли. На данный момент в приложении более ста писем и более ста героев. У некоторых, как, например, у Александра Блока или Федора Достоевского, более одного письма, потому что они либо писали  разным женщинам, как Блок, либо постоянно меняли квартиры, как Достоевский, и это позволило нам привязать разные письма к разным адресам. От пользователей письма приходят медленно, но проект запустился всего месяц назад. Кроме того, я понимаю, как непросто взаимодействовать с архивом семьи, на это нужно найти время и силы. Обычно такие вещи мы все время откладываем. Говорим себе, что еще успеем. Не откладывайте!
 
    Как менялись письма со сменой веков (XVIII, XIX, XX)? 

-    Конечно, меняется и форма выражения чувств, и лексикон, и контекст самого письма. В этом для меня отдельный исследовательский интерес проекта. Мы даже специально внесли в приложение возможность выставлять временные рамки и выбирать отдельные исторические эпохи, чтобы через письма погрузиться в язык и контекст выбранного времени. Интересно, будет ли отличаться московская переписка от петербургской, мы как раз сейчас собираем команду в Москве и приступаем к сбору писем. Надеюсь, нам удастся найти финансовую поддержку, чтобы к лету запустить проект в Москве. Уверен, там нас ждет много открытий.  
 
    Какой он, ваш идеальный зритель?

-    Когда я делаю новый проект, я всегда ставлю себя на место зрителя и хочу, чтобы мне было интересно, чтобы мне как зрителю осталось место для участия, чтобы не все было решено за меня, чтобы от моих решений внутри спектакля менялся мой опыт и впечатление. Я хочу, чтобы спектакль возбуждал мой ум и провоцировал на исследование. Я мечтаю, чтобы спектакль подводил меня к каким-то зонам внутри меня самого, с которыми я редко встречаюсь. Я очень взыскательный зритель и требую от себя-автора, насколько это возможно, удовлетворить мое любопытство. Мой идеальный зритель, несомненно, обладает одним качеством – любопытством. Но, мне кажется, нет живого человека, в котором бы не было этого качества.

История ГУЛАГа в судьбах людей и истории страны.

Музей истории ГУЛАГа

5-7 ноября

Буковски.

Гоголь-центр

30 декабря

Концерт GAYAZOV$ BROTHER$. Известия Hall