Максим Диденко: «На самом деле жанры – это лишь попытка так или иначе положить, разложить наше восприятие на какие-то полки»

30.10.2021

Максим Диденко - российский режиссёр и хореограф, номинант премии «Золотая маска».

 

Вы работали в России и за рубежом, есть ли разница? В организации, зрителях, отзывах?

- Как бы правильно сказать, несмотря на разницу в языках, они все равно похожи. Там есть буква, буквы складываются в слова, слова в предложения, и в этом смысле, конечно, глобальной разницы нет, так как всё, что делают люди, оно более-менее похоже на одно на другое. Живут в домах таких же, ездят на машинах, едят такую же еду и более и менее похоже организовывают свою жизнь. С точки зрения того, будут ли нюансы, потому что каждый язык обладает собственной мелодикой, а язык – это главное, что образует культуру народности и собственно специфику того или иного народа, способы осознания, способы восприятия реальности и структуризации. В этом смысле, конечно, разница есть и каждому языку, каждому народу, каждому способу сознания свойственны те или иные какие-то особенности. Но перечислять если начну все, боюсь, что наш разговор затянется очень надолго, и мы застрянем именно на этом вопросе.

 

В вашей режиссёрской копилке абсолютно разные жанры: перформанс, мюзиклы, иммерсивные спектакли, интерактивные шоу, но, тем не менее, в каждом спектакле Вы всё равно синтезируете эти разные жанры, то есть каждая Ваша постановка содержит в себе понемногу отовсюду. Почему Вы так делаете?

 

- На самом деле жанры – это лишь попытка так или иначе положить, разложить наше восприятие на какие-то полки. Я понимаю всё это расчленение культуры или языка на жанры, оно чрезмерно условно, и является просто частью общественного договора, в котором мы решаем, что это мюзикл, а это перформанс. Мне кажется, что реальность настолько многообразна, что хочется сделать такое же произведение, которое бы соответствовало этому разнообразию. Поскольку жанры я ощущаю, как условность, то хочется именно отражать реальность, как я её ощущаю во всей полноте.

 

Что для Вас вообще современное искусство?

 

- По-разному я мыслил на тему современности. Например мне 41 год, я современность ощущаю определённым образом. В последнее время общаюсь с достаточно пожилыми людьми и время от времени с очень молодыми, а иногда вообще с детьми. Мне кажется, что равнодействующее современности находится между этими восприятиями поколений, что происходит именно в этом общении разных поколений, и нахождение какой-то точки, которая будет понятна всем. Мы можем назвать современностью, весьма условно, потому что реальность у каждого человека своя, и каждый её ощущает очень уникально, по-своему. Определенного ответа на вопрос не существует, а вот поиск этого ответа, это собственно и есть то, что называется искусством, мне кажется.

 

Могли бы Вы назвать несколько ярких представителей современного искусства, возможно, которые Вам нравятся или наоборот не нравятся?

 

- Мне очень нравится Ай Вэйвэй и Андрей Бартенев. Сейчас я стал знакомиться с творчеством молодых художников и понимаю, что я очень мало осведомлён о том, что происходит среди молодёжи. Есть очень много творцов, которые делают выдающиеся вещи, и мне кажется, что просто я в недостаточной степени компетентен, чтобы ответить на вопрос «что мне нравится», потому сейчас я нахожусь в поиске. Но Рембрандт мне кажется очень современным. Нравится, как он работает со светом и с композицией, кажется мне выдающимся и актуальным до сих пор.

 

Вы помните свою первую постановку, которую Вы режиссировали?

 

- Я в 16 лет помогал бабушке в Омске в сельскохозяйственном институте, ставить какой-то спектакль с тремя пожилыми актрисами. Название пьесы, точно не помню, вроде была пьеса Петрушевской. Мне тогда было 16 лет. Потом я забросил дело с постановками и был очень долгое время артистом.

 

Как Вам кажется, что самое сложное в Вашей работе: подбор актёров или коммуникации, репетиции?

 

- Это всегда индивидуально, для меня самое сложное быть чутким и терпеливым. Я очень нетерпеливый. 

 

У Вас взрывной характер?

 

- Да, но я с этим работаю.

 

Над чем Вы сейчас работаете, готовитесь ли Вы к запуску нового проекта?

 

- Да, готовлюсь к множеству разных проектов, но сейчас ситуация с пандемией такая непредсказуемая, что у меня отменилось много мероприятий. Пока не начну работать реально, боюсь сглазить.Сейчас нет смысла об этом говорить.

 

Были ли у Вас мысли срежиссировать что-то в кино?

 

- Да, я даже снял несколько маленьких фильмов, и я работал над большим сериалом, но там как-то не задалось. В общем, в этом направлении работаю дальше, есть много разных симпатичных идей.

 

История ГУЛАГа в судьбах людей и истории страны.

Музей истории ГУЛАГа

5-7 ноября

Буковски.

Гоголь-центр

30 декабря

Концерт GAYAZOV$ BROTHER$. Известия Hall